11 мая 2022
Не всегда при проектировании цепного привода получается подобрать количества зубьев в сочетании с межцентровым расстоянием звездочек так, чтобы длина контура цепи соответствовала четному количеству звеньев. Для таких случаев есть решение –
«Звено переходное». В речевом обороте можно встретить такие названия, как «Полузвено», «Полузвенок», «Переходник».
Это тоже разборное звено, но конструкция значительно отличается от соединительного звена. Стоит помнить, что при применении переходных звеньев в цепи – расчетная рабочая нагрузка в приводе должна быть снижена на 20%.
По мере износа во время эксплуатации цепь удлиняется. Если цепной привод имеет натяжитель – то такое удлинение цепи компенсируют регулировкой. Но если натяжителя в приводе нет – продлить срок эксплуатации цепи можно методом её укорачивания. Удалить одно звено. Но при этом количество звеньев в контуре цепи изменится на 1.
Если оно было четным – после удаления одного звена соединить цепь замком не получится. В таких случаях переходные звенья так же нашли применение. Более того, в сельскохозяйственной технике, где условия эксплуатации близки к экстремальным и заранее известно, что цепь будет быстро удлиняться – заранее вместо одного – двух – трех звеньев еще на заводе устанавливают несколько переходных звеньев. В эксплуатации, по мере удлинения цепи, их удаляют, укорачивая таким образом цепь.
Для подобных целей существуют Двойные переходные звенья, но это уже частные случаи и в современной технике они почти не встречаются.